Галерея Тейт: классика и современность

Историческое здание галереи у Воксхолльского моста

Если вы спросите у лондонца, как пройти в галерею Тейт, он обязательно уточнит: в какую из них? Просто потому, что «Галерея Тейт» – это, в первую очередь, организация, курирующая работу четырех музеев, два из которых находятся в столице: Тейт Британия и Тейт Модерн. Начнем, как водится, с классики.

Эволюция по-английски: от тюрьмы до музея

Есть что-то мистическое в том факте, что меценатами и покровителями искусства нередко становятся сахарозаводчики. Так было в Российской империи, так случилось и в Британской. «Сахарный король из Чорли» Генри Тейт, сколотивший несметное состояние на сахаре-рафинаде, в 1889 году сделал британскому правительству поистине королевский подарок — шестьдесят пять картин из своей коллекции. Кроме того, 80 тыс. фунтов промышленник выделил на строительство галереи для демонстрации этих предметов искусства. Не прошло и десяти лет, как она была открыта на месте бывшей тюрьмы Миллбэнк. Проектировщиком здания выступил С. Смит, а попечительством новосозданной Национальной галереи британского искусства стал специальный Совет.

Жемчужина коллекции — утопленница?

Экспозиция нового музея на первых этапах его существования состояла из полотен живописцев, которые родились после 1790 года. Причина такого странного «фильтра» не вполне понятна, но одна из гипотез гласит о том, что галерея задумывалась для экспозиции современных картин. Сегодня первоначально современная галерея стала классической, уступив эту нишу галерее Тейт Модерн. Но во времена старта работы «материнской» галереи Тейт картины, выставлявшиеся в ней, действительно считались «смелыми». Взять хотя бы полотна Джорджа Фредерика Уоттса, которые он сам передал в фонд галереи: его аллегорические картины искусствоведы относят к символизму — течению, которое делало лишь первые робкие шаги в консервативно направленном искусстве викторианской Англии. Или хранящийся до сих пор в галерее шедевр мировой живописи – «Офелия» кисти Джона Эверетта Милле: знаменитый прерафалит даже купил за 4 фунта винтажное платье для написания этой картины, а юная натурщица вынуждена была позировать ему, лежа в ванной. Закончились сеансы тем, что бедняга Элизабет простудилась, и художнику пришлось выписать ее отцу еще 50 фунтов на лечение. Впрочем, финансовые растраты Милле себя оправдали: сегодня его «Офелия» – одна из самых известных картин в мире, и многие посещают галерею Тейт в первую очередь из-за этой завораживающе изображенной дамы. А памятник ее автору красуется перед входом в Тейт Британия.

«Офелия» Эверетта Милле

Победоносный путь искусства

Уже в 20-м веке фонды галереи пополнились благодаря меценатам коллекцией полотен импрессионистов и постимпрессионистов, но лишь 30 лет назад открылась галерея Клора (названа по имени известного филантропа), где экспонируется самая богатая коллекция работ Уильяма Тёрнера — гениального британского живописца, которого называют «предтечей импрессионизма». Художник завещал свои полотна государству — 282 картины в свыше 19 тыс. акварелей, в начале 20-го века они были переданы галерее. И возле каждого из них можно в восхищении стоять часами.

Несколькими годами позже были открыты филиалы галереи в Ливерпуле и Сент-Ивс, а 2000 год принес музею «пополнение» – Тейт Британия осталась «хранителем классики» – предметов живописи, скульптуры и графики мастеров 16-19 вв, а царством модерного искусства стала «дочка» музея – Современная галерея Тейт.

Тейт Модерн и ее миллионы

Заслуженно попавшая в топ-10 самых посещаемых музеев мира, Тейт Модерн считается очень зрелищной галереей даже сама по себе, без учета экспозиции. Неудивительно, ведь она в помещении, где располагалась электростанция, а ее Турбинный зал позволяет выставлять самые масштабные работы художников и скульпторов, временами даже гигантские. Недаром спонсором таких выставок стала компания Unilever, выделившая на эти цели свыше двух с половиной миллионов долларов. Но успех эксклюзивных работ, экспонируемых в таком зрелищном месте, превысил все ожидания спонсоров: 30 млн посетителей зала, и это только в период партнерства с компанией.

Устроители самой Тейт Модерн тоже не чужды меценатству: одна только арт-программа для талантливой молодежи, финансируемая из фонда Пола Хэмлина, «потянула» на пять миллионов фунтов. И с каждым годом у галереи все больше самых ценных миллионов — ее посетителей.

21-й век с его фантастической скоростью развития технологий бросает вызовы не только людям, но и вечным ценностям. Искусство всегда тонко реагировало на малейшие изменения в обществе, и вполне возможно, галереи современного искусства скоро перейдут в разряд классики, уступая место новым, ультрасовременным музеям. Ну а пока Тейт Модерн — в авангарде мирового искусства 21-го века, и «спихнуть» ее с этого пьедестала будет очень непросто.

 Людмила Медведская

Похожие записи