Музей мадам Тюссо: история, воплощенная в манекенах

Когда маленькая дочурка экономки доктора Филиппа Куртиуса часами наблюдала за его работой с воском, она еще не знала, что судьба сулила ей славу основательницы необычного музея, который обретет известность далеко за пределами европейского континента. Девочка просто смотрела на работу мастера и училась лепить. Так будущая мадам Тюссо «слепила» свою яркую жизнь сама.

Ученица чародея

Дочь немца и швейцарки, жена француза и основательница английского музея, мадам Тюссо в первую половину жизни застала эпоху бурную и авантюрную, а старость и мирная кончина пришли к ней в консервативной викторианской Англии. Каким же образом дочь безвестной экономки оказалась в плеяде самых знаменитых лондонцев?

Урожденная Мари Гросхольц сразу после своего рождения была перевезена матерью на родину, поскольку отец нашел свою гибель на Семилетней войне, так и не увидев малышку. В доме бернского доктора Филиппа Куртиуса, куда устроилась работать ее мама, Мари под его руководством научилась изготовлять фигуры из воска. После переезда Куртиуса в Париж, мать с дочерью вскоре последовали за ним. Доктор открыл там мастерскую, а смышленая девочка стала его талантливой ученицей и продолжательницей дела.

Фигуры королевы Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II и Герцога Эндинбургского Филиппа в музее

«Фигурная лестница» к успеху

Первые шаги нового владельца мастерской и юной девушки-скульптора были более чем успешны: изготовленная ими восковая фигура фаворитки Людовика ХV, роковой красотки Жанны Дюбарри привлекла внимание парижан к мастерской. Фаворитка пользовалась скандальной славой, и посмотреть на нее нашлось множество желающих. Уже после первой выставки пришлось увеличивать количество локаций – Париж благосклонно принял новую моду.

Ученица доктора тем временем усовершенствовала свои способности настолько, что ее допускали к работе с представителями королевской семьи, восковые модели которых ей заказывали. Некоторое время Мари даже жила в Версале и преподавала искусство сестре короля.

Она была современницей Вольтера, Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина, и не упустила случая изготовить восковые копии этих выдающихся личностей.

Восковые лица революции

Но пришло время, и Версаль вместе с королевскими милостями ей припомнили. Накануне штурма Бастилии, а значит – и начала Великой французской революции – общественное напряжение в Париже было невероятно сильным: по улицам таскали восковые манекены тех, кто довел народ до крайнего обнищания. И эти манекены были изделиями мадам Тюссо.

Анна Мария Гросхольц

Подобно многим, сохранившим верность или просто сочувствующим роялистам, Мари арестовали и посадили в тюрьму. Именно в заточении она познакомилась с другой знаменитой своей современницей, которая тогда носила скромное имя – Жозефина де Богарне. Наполеон Бонапарт в то время был еще малоизвестным корсиканцем, и Мари не знала, что общается с будущей женой императора Франции.

Мари приговорили к казни на гильотине, и, наверное, ее талант сгинул бы вместе с ее юной головой под лезвием этой устрашающей машины. Но этот же талант ее и спас: после казни Робеспьера девушке приказали сделать его посмертную маску. Она же изготовляла посмертные маски других жертв революции: Жана-Поля Марата и самой «гламурной» королевы – Марии-Антуанетты.

Многие из этих фигур, модели которых погибли страшной смертью, а также манекены знаменитых преступников, стали основой экспозиции Кабинета ужасов в будущем музее Мадам Тюссо.

Повелительница манекенов

Чудом избежав казни, Мари вернулась к своей работе у доктора, завещавшего ей после смерти свою коллекцию фигур. Она становится женой Франсуа Тюссо, который впоследствии оказался алкоголиком и картежником. Но ни беспутный муж, ни рождение двух сыновей не заставляют мадам Тюссо бросить дело всей ее жизни.

Спустя семь лет после замужества она эмигрировала в Великобританию, прихватив с собой старшего из сыновей и коллекцию фигур. Наполеоновский режим не способствовал легкому возвращению на родину, и скульптор отправилась путешествовать. Лишь в 1835 году Мари смогла организовать дебютную постоянную выставку своих изделий на Бейкер-стрит. С этого момента берет свой отсчет история Музея, названного ее именем. Благодаря тому, что Мари удалось сохранить шаблоны скульптур, некоторые утраченные экземпляры она восстановила. А 1925 год стал бы роковым для «детища» давно к тому времени покойной мадам Тюссо, если бы не предусмотрительность основательницы: из-за пожара многие модели были уничтожены, но благодаря формам их реконструировали. А за 8 лет до собственной смерти Мари изготовила свою скульптуру, которую можно увидеть в экспозиции лондонского музея.

 Людмила Медведская

Похожие записи